Plasma в Ethereum: что это, как работают слои блокчейна L1, L2
Возможности внедрения криптовалюты зависят от масштабируемости технологии. Один из основателей Ethereum Виталик Бутерин представил масштабируемую инфраструктуру Plasma, которая позволяет блокчейну Ethereum обрабатывать значительно большие наборы данных, чем ранее было возможно.
Что такое Plasma?
Plasma - это структура, позволяющая создавать «дочерние» блокчейны, которые используют основной блокчейн Ethereum в качестве уровня доверия и арбитража. В Plasma дочерние блокчейны могут быть настроены так, чтобы соответствовать требованиям конкретных случаев использования, в частности тех, которые сегодня недоступны в Ethereum.
Таким образом, Плазма – это блокчейны, построенные поверх других блокчейнов. Решения такого рода называются «вторым слоем».
Цепочка Plasma (Plasma chain)
Цепочка Plasma — это отдельный блокчейн, привязанный к Ethereum Mainnet, но выполняющий транзакции вне цепочки с собственным механизмом проверки блоков.
Цепочки Plasma иногда называют «дочерними» цепочками, по сути, уменьшенными копиями Ethereum Mainnet. Цепочки Plasma используют доказательства мошенничества (например, оптимистичные накопительства) для разрешения споров.
Деревья Меркла позволяют создавать бесконечный стек этих цепочек, которые могут работать для разгрузки пропускной способности родительских цепочек (включая Ethereum Mainnet).
Однако, хотя эти цепочки получают некоторую безопасность от Ethereum (через доказательства мошенничества), их безопасность и эффективность страдают от нескольких ограничений.
Что такое второй слой в блокчейне?
Второй слой - это проекты, платформы и протоколы, которые располагаются поверх базового блокчейна и пытаются улучшить технологию и пользовательский опыт.
Plasma - это решение для масштабирования второго слоя в Ethereum. Ожидается, что это будет второе полностью развернутое решение для масштабирования в сети Ethereum после «каналов состояния».
Децентрализованные приложения (Dapps), которые вынуждают пользователей брать на себя высокую комиссию за транзакции, намного лучше подходят для работы на Plasma.
взаимодействие плазмы и других приложений в сети
Плазму часто путают с шардингом. Шардинг – это тоже решение для повышения масштабирования Ethereum, но он несет в себе другие цели.
Плазма против каналов состояния
Плазма похожа на каналы состояния (state channels) в том, что основная цель состоит в том, чтобы убрать как можно больше транзакций из основного блокчейна. Обновления состояния, проводимые в дочерних блокчейнах, всегда могут быть возвращены в сеть Ethereum в случае возникновения спора или если пользователь хочет прекратить транзакции в дочернем блокчейне.
Дочерние каналы могут иметь различную сложность. У них могут быть свои собственные механизмы консенсуса, свои собственные размеры блоков и свое собственное время подтверждения, дизайн очень гибок по отношению к каждому приложению.
Конечная цель всего этого проста: если нет необходимости проверять каждую транзакцию непосредственно в блокчейне Ethereum, сегодня мы можем создать децентрализованные приложения (dApps), которые обслуживают тысячи, если не сотни тысяч пользователей.
Некоторые разработчики даже начали исследовать дочерние цепочки внутри дочерних цепочек... внутри дочерних цепочек. Это напоминает концепцию фильма Начало:
подход Плазмы очень похож на концепцию фильма Начало
Только в нашем случае слово "Сон" заменяется на слово "Блокчейн".
Plasma безопасна?
На первый взгляд, существует много потенциальных дыр, которые делают плазму небезопасной. Подобно каналам состояния, Plasma использует блокчейн Ethereum в качестве арбитражного слоя. Арбитражный слой – это своего рода система разрешения споров путем проверки условий в основном блокчейне.
плазма как конвейер для смарт-контрактов
В случае злоумышленника пользователи всегда могут вернуться к основному блокчейну в качестве надежного источника. Основная сеть Ethereum и дочерние цепочки связаны друг с другом через «корневые контракты», которые являются обычными смарт-контрактами в блокчейне Ethereum, которые содержат правила, управляющие каждой дочерней цепочкой.
Важность «корневых» контрактов
Корневые контракты также чрезвычайно важны, потому что они действуют как мост, который позволяет пользователям перемещать активы между основной сетью Ethereum и дочерними цепями.
масштабируемость практически бесконечна
Все активы должны быть изначально созданы на Ethereum. Это делает невозможным возвращение вредоносной активности из дочерней цепочки в основную. Если Алиса переместила три токена в дочернюю цепочку и может доказать, что никогда их не тратила, она всегда может выйти из дочерней цепочки и использовать свои активы в основной сети Ethereum.
Плазма как защита от злонамеренной деятельности
Большая часть потенциальной злонамеренной активности сосредоточена вокруг дочерних цепей, которые в основном контролируются центральными структурами.
В блокчейне с консенсусом DPoS или PoA меньше сторон, которые производят и проверяют блоки, делая их более восприимчивыми к коррупции. Plasma защищает от этого риска, позволяя пользователям предоставлять доказательства мошенничества в отношении любой работы производителей блоков, эффективно создавая экономическую проверку их стимулов.
Проблемы с плазмой
Одним из главных предостережений Plasma является то, что пользователям требуется намного больше времени для вывода средств.
В то время как каналы состояния позволяют пользователям снимать свои активы в любое время, пользователям Plasma приходится ждать заранее определенного арбитражного окна, которое обычно длится 7-14 дней. Это может быть очень плохим опытом для пользователей, которые не имеют большого количества активов и не хотят ждать недели, чтобы получить доступ к ним.
Основные выводы
Давайте быстро резюмируем. Давайте использовать токены ERC721 как пример:
- Разработчик компьютерной игры создает корневой смарт-контракт на Ethereum, определяющий правила игры.
- Пользователи могут перемещать свои токены ERC721 в дочернюю цепочку через корневой контракт.
- Пользователи осуществляют транзакции внутри дочерней цепочки, сохраняя копии своих криптографически подписанных сообщений. При этом они не нагружают основою сеть Эфириума, решая тем самым проблему масштабируемости блокчейна.
- Пользователи подают заявки на снятие средств.
- Пользователи могут перевести свои средства в основную сеть Ethereum за 1 - 2 недели.
Последствия
Как и каналы состояния, плазма важна из-за того, что она может сильно ослабить перегруженность сети Эфириума.
Пользователи хотят более низкую комиссию и более высокую пропускную способность, тогда как разработчики хотят, чтобы их децентрализованные приложения (dApps) достигали масштаба.
Внедрение Плазмы - один из лучших шансов, которые сообщество имеет для продвижения Эфириума в массы.
Плазменные и каналы состояния также могут быть объединены для создания эффектов смешивания.
Существует ряд групп разработчиков, которые работают над созданием реализаций каналов Плазмы в дочерних цепях. Пользователи смогут осуществлять транзакции внутри дочерних цепочек практически без затрат и не будут платить никаких комиссий за перевод средств из канала.
Второй уровень Ethereum только начинается, но уже заложенная основа должна вдохновить каждого разработчика в том, что масштабирование Ethereum – это решаемая задача.