Правовое регулирование криптовалюты: история, опыт стран
Впервые о правовом статусе криптовалют заговорили в 2012 году. Группа правовой защиты криптовалют (CLAG) подчеркнула важность для налогоплательщиков определить, причитаются ли налоги с транзакции, связанной с биткойнами, на основе того, совершил ли он «событие получения дохода».
Правовое регулирование криптовалюты в разных странах
Германия
В августе 2013 года Министерство финансов Германии охарактеризовало биткойн как «частные деньги».
В марте 2018 года Министерство финансов Германии (BMF) объявило, что Биткойн не будет облагаться налогом как средство платежа, дистанцирующее Германию от моделей двойного налогообложения других стран, таких как США.
BaFin (Федеральное управление финансового надзора Германии) добавил дополнительную ясность в отношении обработки криптовалют и связанных с ними инвестиций. Было объявлено, что различные криптовалюты, включая токены, предлагаемые сообществу в ICO, будут подвергаться индивидуальной оценке их статуса в качестве финансовых продуктов.
В соответствии с правилами MiFID II любой токен, обладающий признаками «передаваемости, оборотной способности на рынках или торговых площадках, а также (воплощением) прав акционеров или требований кредиторов», должен классифицироваться как ценная бумага.
Таблицы и информация на этой странице будут обновляться по мере движения истории.
Добавляйте нас в закладки, что бы всегда быть в курсе того, что происходит в мире криптовалют!
Китай
5 декабря 2013 года Народный банк Китая объявил в пресс-релизе относительно регулирования биткойнов, что, хотя физическим лицам в Китае разрешено свободно торговать и обменивать биткойны в качестве товара, а китайским финансовым банкам запрещено работать с биткойнами или применять их для использоваться в качестве валюты законного платежного средства, а субъекты, имеющие дело с BTC, должны отслеживать и сообщать о подозрительной деятельности для предотвращения отмывания денег.
Исторически сложилось так, что стоимость биткойнов на различных биржах упала на 11-20% после объявления о регулировании, а затем снова поднялась вверх.
США
После многочисленных неудачных попыток регулирования отрасли, будущее этого законодательства остается неясным. В прошлом компании изо всех сил пытались получить лицензии на передачу денег, и регуляторы не указывали, обязаны ли компании становиться лицензированными.
В результате компании, работающие в отрасли, стали отчужденными от процесса регулирования.
Регулирующим органам может быть трудно продолжать двигаться в том же направлении в свете такого противодействия, в то время как будущее калифорнийского регулирования криптовалюты остается неопределенным.
Впрочем, в США в некоторых штатах легализовано обращение цифровых активов. В других же вопрос остается открытым.
Канада
Правила, введенные Канадой, классифицируют криптовалютные биржи как организации, обслуживающие деньги (MSB), и ужесточают процессы надлежащей проверки клиентов и обязательства по отчетности.
Биржи должны запрашивать KYC (верификацию) от своих клиентов для всех транзакций на сумму более 1000 канадских долларов, в то время как обо всех крупных транзакциях, превышающих 10 000 канадских долларов, необходимо будет сообщать регулирующему органу, и биржам необходимо вести «большую запись транзакций в виртуальной валюте». Рекомендации ФАТФ не имеют обязательной юридической силы, хотя в них изложена передовая практика для политики.
Япония
В октябре 2018 года FSA объявило об одобрении Японской ассоциации обмена виртуальными валютами (JCEA), которая состоит из 16 участников обмена виртуальными валютами, в качестве саморегулируемой организации.
В отдельном объявлении японский регулятор также изложил планы по расширению ресурсов, выделяемых для регулирования сектора виртуальной валюты, и, как сообщается, ожидается около 160 заявок на получение лицензий на цифровые валюты.
Великобритания
«Казначейство Её Величества» в Великобритании, похоже, поддерживает расширение ROA (ROA, капитал и активы являются агрегированными цифрами на уровне страны), включив в него криптовалюты, которые будут быстрее всего наделять FCA необходимыми полномочиями для выполнения своих обязанностей по защите прав потребителей и поддержанию целостности рынка.
Какие виды крипто-активности должны быть отнесены к ROA, неясно определено комитетом, однако в отчете идентифицируется выпуск ICO и крипто-бирж как двух основных видов деятельности, которые должны регулироваться.
В докладе также подтверждается необходимость ускоренного преобразования Пятой Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег в законодательство Великобритании, которое обеспечит определенную активность виртуальной валюты в соответствии с законодательством.
Франция
Ранее прибыль от продажи криптовалюты классифицировалась как «промышленная и коммерческая прибыль», которая может облагаться налогом до 45% в дополнение к общему социальному взносу.
Частные прибыли теперь будут классифицироваться как прирост капитала от «движимого имущества», что значительно снизит ставку налога до 19% плюс GSC.
Хотя майнинг монет и другие виды коммерческой деятельности будут по-прежнему облагаться налогом аналогичным образом, объявление сигнализирует о значительном росте розничной индустрии криптовалют во Франции.
Испания
В мае 2018 года Конгресс Испании единодушно поддержал законопроект о регулировании блокчейн индустрии.
Законодательство сфокусировано на использовании инноваций, в том числе на внедрении «нормативной песочницы» для финтех-стартапов, на которые будут влиять как Великобритания, так и Мальта.
Этот шаг считается «благоприятным» для отрасли. Законопроект открыт для консультаций с крипто-отраслью.
Регулирование криптовалют в России
Россия еще не определилась с правовым статусом криптовалют.
История Финансового регулирования блокчейна и криптовалют в США
18 марта 2013 года сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), бюро Министерства финансов США, опубликовала доклад о централизованных и децентрализованных «виртуальных валютах» и их «правовом статусе в рамках бизнеса денежных услуг» (MSB)» и положений Закона О банковской тайне.
Именно с тех пор как FinCEN выпустил это руководство, десятки обменников и создателей виртуальных валют зарегистрировались в FinCEN.
Кроме того, FinCEN заявил о регулировании деятельности американских компаний, которые управляют биткойнами в системе обработки платежей или в качестве обменника.
Таким образом, решение FinCEN потребовало от биткойн-бирж, где монеты продаются за традиционные валюты, раскрывать крупные транзакции и подозрительную деятельность, соблюдать правила отмывания денег и собирать информацию о своих клиентах, как это требуется от традиционных финансовых учреждений.
Патрик Мурк из Биткойн-Фонда раскритиковал отчет FinCEN как «чрезмерную пропаганду» и заявил, что FinCEN
«не может полагаться на это руководство в любых принудительных действиях».
Дженнифер Шаски Калвери, директор FinCEN, заявила:
«Виртуальные валюты подчиняются тем же правилам, что и другие валюты. Здесь применяются основные бизнес-правила обслуживания денег».
В 2013 году Казначейство США распространило свои правила по борьбе с отмыванием денег на обработчиков операций с биткойнами.
В июне 2013 года член правления Биткойн-Фонда Джон Матонис написал в Forbes, что получил предупреждение от Калифорнийского департамента финансовых учреждений, обвиняющего фонд в нелицензированной передаче денег. Матонис отрицал, что фонд занимается передачей денег, и заявил, что рассматривает это дело как
«возможность обучить государственных регуляторов.»
В конце июля 2013 года начал формироваться комитет отраслевой группы по созданию органа по передаче цифровых активов для определения наилучшей практики и стандартов, работы с регулирующими органами и директивными органами по адаптации существующих валютных требований к цифровым валютным технологиям и бизнес-моделям и разработки стандартов управления рисками.
В 2014 году Комиссия США по ценным бумагам и биржам подала административный иск против Эрика Т. Вурхиса за нарушение Раздела 5 Закона о ценных бумагах за публичное предложение незарегистрированных долей на двух биткойн-сайтах в обмен на биткойны.
По состоянию на сентябрь 2018 года в Вашингтоне зарегистрировано всего 14 предприятий, работающих с виртуальными валютами, что может показаться низким, если учесть, что первоначальное руководство, предложенное регулятором, было опубликовано после увеличения числа компаний, работающих с виртуальными валютами, которые обращаются за лицензией на передачу денег.